Виктор Христенко: «Важно ментально изменить нынешнее отношение людей к гольфу»

Виктор Христенко
Виктор Христенко Президент Ассоциации Гольфа России
На пресс-конференции, посвященной окончанию сезона 2016, выступили Президент Ассоциации гольфа России Виктор Христенко и олимпийская рекордсменка Мария Верченова (Maria Verchenova). Виктор Христенко рассказал о пути российского гольфа к Олимпиаде, его национальных особенностях и возможностях развития.

Виктор-Христенко-Мария-Верченова_1000.jpg
Виктор Христенко и Мария Верченова. АГР
«Самый главный итог 2016 года – это то, что гольф стал олимпийским видом спорта»

В Гольф Клубе «Пестово» Президент Ассоциации гольфа России Виктор Христенко начал свой диалог с присутствующими журналистами с летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро, где Мария Верченова провела лучший раунд («-9») среди всех участников как мужского, так и женского соревнования:

«Самый главный итог 2016 года – это то, что гольф стал олимпийским видом спорта после 112 лет передышки. Это, возможно, осталось бы незамеченным российским зрителем, если бы не Мария Верченова, которая титаническими усилиями сумела оказаться в олимпийском рейтинге. 

Для России это, безусловно, самый большой подарок судьбы, который можно было ожидать на старте этого года. Несмотря на то, что мы знали, что при любых расчетах Мария должна оказаться на Олимпиаде, все равно было волнение. 

Даже после того, как все счетные показатели остались в стороне, возникли другие темы, хорошо нам известные, связанные с допингом. Ассоциация гольфа, впервые оказавшаяся на Олимпиаде, держала кулачки, скрещивала пальцы, дула на стакан... Очень ждали официального подтверждения, по которому уже всем все было бы ясно.

2016 год, приход Верченовой на Олимпиаду был для нас огромным успехом – в целом для российского гольфа. То, что Маша сотворила дальше, уже никогда и никем не будет побито. Точно можно сказать, что это вошло в историю гольфа раз и навсегда. 

На нашем веку вряд ли снова будет летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро на этом же поле. То, что кто-то сыграет в «-9» и сделает в этот период Hole-in-one, думаю, не просчитывается ни по какой вероятности.

Мария сделала для российского гольфа невероятно много. Если вспомнить тот день, то мне звонили друзья из разных точек мира, говорили, что смотрят гольф. Все, что было связано в тот момент с гольфом, звучало только под одним именем – под именем Марии Верченовой! 

Что касается других наших профессионалов, то неплохой год у Нины Пеговой. Она смогла улучшить свои позиции на 108 мест в мировом рейтинге. Конечно, нам хотелось бы, чтобы профессиональных игроков становилось больше». 

«У нас есть выдающиеся гольфистки, а выдающихся гольфистов нет»

Что касается мужского гольфа, то его отставание Виктор Христенко объяснил неким феноменом, характерным для российского спорта вообще: 

«Почему в России во многих видах спорта (я сейчас не про футбол) доминируют женщины? У нас есть выдающиеся теннисисты, но теннисисток больше. Теперь у нас есть выдающиеся гольфистки, а выдающихся гольфистов нет.

Мне кажется, у нас не настолько толерантное общество, чтобы гендерные признаки были незначимы. Это все шутки, но мне до конца остается непонятно, почему успехи во многих видах спорта в России существенно лучше у женщин».

Однако Виктор Христенко отметил, что в целом в российском гольфе заметен прогресс, который в будущем принесет плоды: 

«К сожалению, по семейным обстоятельствам не получилось поехать в Рио. Но я постоянно переписывался с Машей. В какой-то степени ее успех – награда за то, что в России происходило с гольфом в последние годы. Я считаю, что это не точка, а хороший мотив для продолжения на данном уровне. 

Дай бог нам всем, чтобы на следующей Олимпиаде в Японии повторить что-то подобное. Сейчас появляются новые интересные форматы – например, молодежные Олимпийские игры в 2018 году. Пусть к 2020 году у нас будут свои спортсмены в олимпийском рейтинге». 

«У нас много хороших полей, но мало гольфистов»

Далее речь зашла о продвижении гольфа в массы. В этом смысле важен пример известных людей, увлекающихся гольфом и способных увлечь за собой других. Впрочем, не все сильные российского гольф-мира афишируют свое увлечение.

«Не очень хорошо за кого-то говорить
, – отметил Виктор Христенко. – Кому нужно, сам расскажет. Но некоторые увлечение гольфом не скрывают – это всем известные люди, работающие в Правительстве. Сергей Евгеньевич Нарышкин вместе с супругой – два человека, в хорошем смысле инфицированные гольфом, отдающие все свободное время этому спорту.  Александр Дмитриевич Жуков тоже абсолютно увлечен гольфом и уверен, что нет ничего благороднее и полезнее для здоровья. 

Есть те, кто играет, но как-то не очень об этом говорят - оставим ему или им разговоры по поводу их личных пристрастий или привычек.

Но мне кажется, это важно – ментально изменить нынешнее отношение масс к гольфу, а оно такое, что гольф – это элитный и очень дорогой спорт.

Если рассматривать точку зрения, что гольф элитарный вид спорта со стороны воспитания, культурных знаний, этикета - то да, как правило гольфисты, выше среднего уровня (смеется). 

Так например, под Ростовом, в Аксае, я видел первоклашек, которые всего год занимаются гольфом: они разговаривали очень забавно: «гэкали», как и положено у местных жителей, но само построение фраз у них было очень правильным, взвешенным и уважительным к собеседники или оппоненту. Было очевидно влияние гольфа и тех разговоров, которые ведут с ними преподаватели физкультуры. Если в этом смысле говорить об элитности, я был бы счастлив, чтобы такая элита нарастала бы.

Говоря о стоимости, скажу, что гольф-оборудование стоит не дороже оборудования для любых других видов спорта. Конечно, можно везде найти что-то запредельное – клюшку для настольного тенниса, которая будет стоить как скрипка Страдивари.

Инфраструктура стоит дорого – это правда. Но футбольные стадионы, которые сейчас строятся, стоят гораздо дороже. Гольф-инфраструктура, созданная в России, это ведь на 99% частные средства и инвестиции, которые не окупаются. В данный момент это поддерживается за счет энтузиазма, той самой элиты, которая хочет, чтобы гольф развивался и жил.

Если говорить о соотношении количества классных полей, приходящихся на одного гольфиста, официально зарегистрированного в системе гандикапов - то мы чемпионы мира. У нас много хороших полей, но мало гольфистов, поэтому нужно ломать немного ментальность и отношение к этому виду спорта, чтобы как можно больше людей сумели испытать то, что испытываем мы.

Я думаю, нужно создать «дрим тим» из известных людей, увлекающихся гольфом, которые могли бы делать promotion гольфа в России – самого экологичного, здорового, демократичного и универсального вида спорта, где каждый может доказать свой уровень игры полю и себе.

Что касается планов, то АГР не собирается строить чемпионские гольф-поля. Тем не менее, мы знаем о намерениях инвесторов строить такие поля. В этом смысле планы, которые есть по Геленджику, по Сочи, мы будем поддерживать. Возможно, это могло бы быть и коммерчески интересным проектом. Хотя если такое произойдет, то это будет исключением из правила. Нет коммерческих условий в стране, где в гольф играют 5 000 человек.

Вряд ли стоит доходить до Турции, где играют меньше человек, чем в России, но в которой только в одном Белеке 16 полей. Турция сделала ставку на туризм как на важнейшую статью доходов и решила организовать гольф-территорию с фантастическими возможностями не для турецких граждан, а для иностранцев. Поля загружены на 100% практически весь год, кроме двух месяцев.

Нам нужно выбирать программу малой инфраструктуры, девяти- либо шести- и трехлуночные поля, драйвинг рейнджи в ближайшей доступности. В Москве много полей, но транспортная доступность иногда приводит к тому, что, допустим, из Челябинска до поля Pine Creek, которое находится на тракте между Челябинском и Екатеринбургом, проще, чем из центра Москвы добраться до Рогачево, ФорестаЛинкс или даже до Пестово

Расстояние и время как раз заставляют думать о малой инфраструктуре, которая доступна и необязательно полноформатна. Так люди, вновь пришедшие в гольф, а также ученики программы «школьный гольф» почувствуют настоящий свинг не в зале, а на поле – при свисте ветра и дождя!»